В Крыму заработала первая независимая аккредитованная лаборатория контроля качества топлива

Контроль качества всех видов топлива, включая авиационное, судовое, печное, твердое и сжиженный газ, – теперь это возможно в Крыму. Лаборатория, внесенная в реестр аккредитованных лиц Росаккредитации, заработала в республике на базе ФБУ “Крымский ЦСМ”. Можно ожидать, что уже в будущем году качество топлива на крымских АЗС заметно повысится.

Летом 2016 года Крым захлестнула волна жалоб автомобилистов на некачественный бензин местных АЗС. Заправка на полуострове в трех случаях из 10 гарантировала обращение в авторемонтные мастерские со всеми вытекающими расходами. Масштаб злоупотребления оказался таким, что проблему вынесли на отдельное рассмотрение в правительстве Крыма.

– В республике не было ни одной аккредитованной лаборатории, протокол которой мог бы в суде неоспоримо свидетельствовать о качестве топлива, – рассказывает “РГ” генеральный директор ФБУ “Крымский ЦСМ” Геннадий Коптев. Это значит, что могли быть оспорены любые выводы специалистов относительно несоответствия топлива на АЗС требованиям технического регламента и ГОСТа.

Аккредитованные лаборатории контроля качества нефтепродуктов есть в соседних с Крымом регионах, но, если возить пробы топлива на испытания туда, выдержать требования законодательства все равно сложно. Согласно регламенту на проверку отводится пять суток, и соблюсти этот срок, если везти пробы, например, в Ростовскую область, очень непросто. В 2017 году на базе ГУП РК “Черноморнефтегаз” появилась аккредитованная лаборатория испытания нефтепродуктов, ориентированная, прежде всего, на собственные потребности предприятия, но она не является арбитражной. Поэтому в прошлом году правительство РФ приняло решение создать дополнительно две аккредитованные лаборатории испытания нефтепродуктов в тех регионах, где их не было.

– Одна из них находится в Хабаровском крае, другая – в Крыму. Обе лаборатории создаются на базе государственных региональных центров стандартизации, метрологии и испытаний, – рассказывает Геннадий Коптев.

В лаборатории на площади свыше 200 квадратных метров собраны десятки приборов, контролирующих качество самого широкого ассортимента нефтепродуктов.

– Лаборатория оснащена оборудованием, которое необходимо для испытания любых типов бензина, авиационного и дизельного топлива, мазута, судового, печного, отработанного топлива, сжиженного углеводородного газа, различного масла – смазочного, гидравлического, трансмиссионного, трансформаторного, – рассказывает “РГ” начальник лаборатории Станислав Костык.

Лаборатория ориентирована, прежде всего, на испытания бензина и дизельного топлива. Стандартный анализ бензина, согласно требованиям технического регламента и ГОСТ, предусматривает 20 качественных характеристик, но при необходимости можно делать и расширенный спектр. Оборудование приобретено, в первую очередь, отечественное, а также белорусское, но имеются измерительные комплексы производства США, Японии, Австрии, Германии, Италии. Ряд приборов определяет физико-химические свойства топлива: вязкость, плотность, фильтруемость, смазывающую способность, зольность, содержание воды, температуру вспышки, замерзания и другие. Эти показатели измеряются быстро, они важны для оценки кондиции и качества топлива. Вторая группа оборудования определяет показатели безопасности топлива. Измеряется содержание свинца, марганца, железа, серы, ароматических углеводородов, кислотность, наличие смол.

Приборы в лаборатории откалиброваны с учетом климатических особенностей полуострова. Фото: Сергей Винник/РГ
– Вот волнодисперсионный анализатор серы японской компании Rigaku, предназначенный для рентгенофлуоресцентного анализа, – показывает оборудование начальник лаборатории. – Прибор имеет высокую чувствительность, от двух миллиграммов на килограмм. При этом точность довольно высока. В современных видах топлива высокого экологического класса содержание серы строго нормируется, не выше 10 миллиграммов на килограмм. Прибор позволяет с запасом захватить допустимый диапазон и выявить завышение этого показателя в некачественном топливе.

Критерии безопасности топлива также отражаются на качественных характеристиках двигателей, могут указать на возможность засорения двигателя, образования смол, прочих примесей, понижающих работоспособность и износостойкость механизма. Отдельная группа специальных приборов предназначена для определения октанового (для бензина) и цетанового (для дизельного топлива) числа.

Кстати, проверить на соответствие заявленным характеристикам можно не только бензин или дизельное топливо, но и сопутствующие товары, реализуемые на каждой АЗС. Например, стеклоомывающие жидкости, рассказывает начальник лаборатории.

– Они рассчитаны на определенную температуру эксплуатации, например, минус 15 или минус 20 градусов в зимних условиях. Это зависит от добавок, которые содержит жидкость, от того, сколько в ней изопропилового спирта, – говорит Станислав Костык. – Чем его больше, тем при более низкой температуре может работать стеклоомыватель. Но и стоит такая жидкость дороже.

Часто бывает, что производители стараются сэкономить на изопропиловом спирте и пытаются достичь какого-то пограничного значения. Естественно, все это видно на приборе автоматического определения начала кристаллизации. Замерзает жидкость при температуре минус 14 градусов, значит, для минус 15 она уже не годится.

– Комплектуя лабораторию, мы ставили перед собой задачу подобрать максимально автоматизированное оборудование, в котором погрешность человеческого фактора сводилась бы к минимуму, – говорит первый заместитель генерального директора ФБУ “Крымский ЦСМ” Елена Качан. – Задача оператора – провести градуировку оборудования и снять показания. И конечно, у нас есть государственные стандартные образцы на каждый вид показателей, будь то плотность или вязкость, температура вспышки и замерзания, фракционный состав, содержание серы, бензола, железа, свинца или октановое число и т. д. Таким образом, мы в любой момент можем свериться с эталоном и отградуировать наши приборы так, чтобы они показывали достоверные и точные значения.

При комплектовании лаборатории учли все, самые тонкие нюансы работы техники. Приборы откалиброваны с учетом климатических особенностей полуострова, высоты расположения над уровнем моря. Все испытательное оборудование аттестовано, средства измерения будут регулярно проходить государственную поверку. И каждый раз перед началом работы операторы градуируют приборы. Особые требования предъявляются к качеству воды, поэтому она проходит двойную систему очистки. Кстати, опасные лабораторные стоки в общую систему канализации не попадают. Их собирают в отдельные емкости и утилизируют на специализированном предприятии. А лабораторную посуду моют в специальной посудомоечной машине, предназначенной для очистки от нефтепродуктов. На приточной и вытяжной вентиляции стоят фильтры, автоматика поддерживает температурный режим помещений на уровне 20 градусов по Цельсию. За год, пока комплектовалась лаборатория, ее специалисты прошли обучение в Москве, Санкт-Петербурге, Йошкар-Оле и Дзержинске.

– Крупные игроки рынка нефтепродуктов уже знают о возможностях нашей лаборатории и начали обращаться к нам еще до введения ее в действие, – говорит генеральный директор ФБУ “Крымский ЦСМ” Геннадий Коптев.

В крымском центре обещают, что стоимость услуг по испытаниям нефтепродуктов будет конкурентной и не превысит цены на аналогичное исследование в соседних регионах. Главное, что от работы лаборатории выиграют не только автомобилисты, но также все жители и гости полуострова. Теперь в Крыму есть надежный арбитр качества топлива на АЗС, и любителям “бодяжить” легкой жизни не будет.

Top
Внимание!
Информируем Вас, что в связи с изданием приказа Минпромторга России от 13.01.2022 №37 сведения о конкретном владельце средств измерений по результатам проверки будут передаваться в ФГИС "АРШИН" при указании на это в договоре (контракте) или при получении владельца СИ соответствующего заявления