Крымский телеграфъ: Продукты с сюрпризом или как нам быть с тем, что есть

Ассортимент продуктов на полках крымских магазинов за последние два года сменился почти полностью. Поставки с материковой России, продуктовая блокада на украинской границе, изменения логистики. Для обычного покупателя эти глобальные перемены выходят боком — гораздо чаще можно наткнуться на просроченный товар. Как защитить свои права и не стать жертвой недобросовестных продавцов? У жителей полуострова всё чаще возникают претензии к качеству продуктов питания. Самые распространённые причины этому: несоблюдение санитарных норм, изготовление продуктов из некачественного сырья, проблемы с поставками, досадные заминки на границе и паромной переправе.

В детском питании оказалась проволока

Единственная в Крыму молочная кухня работает почти 60 лет. Она является незаменимым поставщиком детского питания. Молоко привозят из совхоза, а уже сырки, творог, кефир, ряженку и йогурт производят сами. 16 видов молочных продуктов изготавливают из качественного коровьего молока. Как рассказала нам заведующая молочной кухней Слава Владимировна Катушенко, есть особые требования к молоку, например, жирность 3,2–3,6%. Шесть с половиной тысяч порций производят ежедневно. И, конечно, мамы и папы малышей рады и благодарны единственному в своём роде учреждению. Но иногда случаются инциденты.

Антонина Бойченко, жительница Симферополя:

CREATOR: gd-jpeg v1.0 (using IJG JPEG v62), default quality

Была в шоке после того, как дала своей полугодовалой малышке бутылочку из молочной кухни и обнаружила во рту у ребёнка кусок металлической проволоки от мочалки, которой моют стеклотару. А спустя две недели купила в молочной кухне творог и в баночке нашла таракана. И подобное, как я позже узнала, происходило не только с мной. Когда же пошла к заведующей, в ответ услышала оправдание, что виной этому человеческий фактор и ничего страшного в этом нет.

Антонина сообщила об инциденте в Роспотребнадзор и навсегда прекратила покупать продукты в молочной кухне.

Мы поговорили с заведующей учреждением Славой Катушенко. Она сообщила, что раньше претензий к качеству молочных продуктов не было.

У нас имеется собственная лаборатория, мы следим за качеством продукции, проверка проводится ежедневно, — говорит заведующая молочной кухней Слава Катушенко. — Жалоб от потребителей не было».

4tarakanaЕщё одна жительница Симферополя, Татьяна, по ее словам, тоже обнаружила в бутылочке с напитком «Шиповник» четырёх тараканов. «С тех пор мы питание в молочной кухне не берём», — призналась женщина.
Случаи частные, но могли привести к серьёзными последствиями. Молочная кухня по-прежнему остаётся одним из тех учреждений, которое выручает мамочек Симферополя. Но важно быть бдительным и обращать внимание на качество продукции при её покупке. Почему же многие не только небрежно относятся к процессу покупки продуктов, но и в подобной ситуации не обращаются с жалобами в инстанции? Такой менталитет? Или мы настолько разуверились, что можно найти справедливость?

Сломал два зуба о сдобную булку

bulkaМихаил купил в одном из симферопольских супермаркетов булку, а когда начал есть, остался без зубов. В сдобном тесте попался металлический болт.

«Я чек сразу выбросил, как только покупку сделал, — рассказывает Михаил Чёрный, — И ничего не смог доказать, когда попробовал отстоять свои права».

Качество продуктов люди испытывают на себе, хотя о контроле над ним должен был позаботиться производитель.

Александр Чернов с коллегами обратились к советскому прошлому с его чёткими нормами и стандартами по объёму и предоставлению услуг. Так, например, в наше время, на упаковках молока ставят маркировки, правда мелким шрифтом, 800 или 900 миллилитров, но люди привыкли, что подобные упаковки содержат литр. Для того чтобы производители не вводили покупателей в заблуждение Ассоциация предпринимателей предлагает ставить крупные и броские маркировки. Год назад они отправили соответствующий законопроект в Госдуму, но пока он ждёт своей очереди на рассмотрение.

Есть вопросы и к соблюдению норм хранения продуктов и их транспортировки к потребителю.

 

Компетентные мнения

Виктория Воронова, и.о. начальника отдела защиты прав потребителей Межрегионального управления Роспотребнадзора в РК и Севастополе:

voronova«Если есть подобные проблемы — обращайтесь в Роспотребнадзор с письменным заявлением, мы проводим внеплановые проверки, нам для этого необходимо обращение граждан. Компенсацию вреда, ущерба здоровью можно получить только в суде.

Если потребитель понёс урон, он обязан проявить сознательность и обратиться в соответствующие органы. Проблема в том, что часто покупатель, видя проблему маркировки товара, изменённый или нарушенный срок годности, или видя, что купленный товар попросту испорчен, и чётко понимая, что произошло нарушение и нанесён ущерб, никуда не обращаются. А такое обращение стало бы поводом для внеочередной проверки данного продавца или производителя и помогло бы быстро решить проблему».

Сергей Бондарев, юрист, член Ассоциации предпринимателей Крыма:

bondarev«Если вашему здоровью нанесён вред, сразу же обращайтесь в медицинское учреждение. Если тяжкое отравление, это может попасть под уголовную ответственность за оказание некачественных услуг и производство некачественных товаров. Можно возместить вред, нанесённый здоровью, через суд. В России потребитель защищён законодательно на достаточно высоком уровне законом о защите прав потребителей. Можно обратиться непосредственно к продавцу или к изготовителю. Отсутствие или наличие чека по большому счёту не влияет на степень доказанности, так как договор купли-продажи является так называемым публичным договором, который не заключается на бумаге, а условия его обозначены на ценнике и на самом товаре. Необходимо попросить книгу жалоб и изложить в ней факт произошедшего с вами, после чего направить претензию на юридический или фактический адрес, потребитель вправе требовать от продавца или производителя все данные о нём или выписать их с „Уголка потребителя“. В случае если на месте спор не урегулируется, на продавца может быть наложен штраф — в размере от 50% суммы договора. Параллельно можно обращаться в надзорные органы: прокуратуру, Роспотребнадзор».

Сергей Макеев, председатель ассоциации «Торговля Крыма»:

makeev«В РФ технические регламенты более чётко прописаны, они ближе к европейским, но как бы ни были чётко налажены и организованы проверки, без нормальной конкурентной среды мы достичь достаточного уровня качества не можем. В крупных сетевых магазинах нарушений меньше — так построена система».

Виктория Чернова, начальник отдела по подтверждению соответствия продукции ФБУ «Крымский центр стандартизации и метрологии»:

chernova«На товаре должны быть указаны: производитель, состав, дата изготовления и срок годности, юридический адрес, по которому нужно обращаться в случае несоответствия товара. Нередко в продаже можно встретить товар с украинской маркировкой и значками сертификации, которая соответствует требованиям трёхлетней давности, ещё украинским стандартам, а продукция произведена и реализуется в 2016 году. К примеру, колбаса. Сейчас различают мясное изделие и мясосодержащее, указывая категорию, которая несёт информацию о содержании в изделии мышечной массы — самого мяса. Очень часто это не указывают. Бывает, встречается знак обязательной сертификации на продуктах, которые ей не подлежат».

Олег Егоров, председатель Совета регионального отделения Объединения потребителей России в Республике Крым:

egorov«Наша задача — защита прав и потребителей, и предпринимателей, и производителей. У нас есть такой отлаженный приём — проведение общественного контроля — он позволяет подобные случаи предотвратить. На сегодняшний день у нас примерно 50% продуктов питания — это фальсифицированный товар, контрафактный товар. При проведении общественного контроля наша задача, прежде всего, этот товар убрать с полок. Потребителю очень тяжело разобраться, где качественный, где некачественный товар. Будьте осторожны с дешёвыми товарами. Зачастую низкая цена — признак низкого качества. Есть ряд значков маркировки, которые говорят о безопасности продукта, о том, что он проверен на безопасность. Выбирая товар, проверяйте их наличие».

Иван Хуторной, член правления Ассоциации предпринимателей Крыма:

hytornoy«Сейчас малому бизнесу и в целом предпринимательству в Крыму пришлось потратить в переходный период много сил, времени и средств на перерегистрацию в новом правовом поле, правильно перейти на новые регламенты, при том что параллельно с этими трудностями в Крым хлынуло огромное количество товаров с материка, и далеко не все они хорошего качества. Это дополнительная нагрузка на крымских производителей. Но они не должны в этой ситуации забывать о качестве и снижать его».

Маркировка продуктов питания

  – Безопасность продукции

 – Качество продукции

– Безопасность упаковки

Материал, из которого изготовлена упаковка, может быть переработан

Информация о товаре

1. Наименование пищевой продукции;

2. Состав, количество пищевой продукции;

3. Дата изготовления и срок годности;

4. Условия хранения;

5. Информация об изготовителе;

6. Рекомендации и (или) ограничения по использованию;

7. Показатели пищевой ценности;

8. Сведения о наличии в пищевой продукции ГМО.

 

Анастасия КАЛУГИНА, Алла ДРУЖИНОВИЧ
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 376 от 22 апреля 2016 года

 

Top
Внимание!
Информируем Вас, что в связи с изданием приказа Минпромторга России от 13.01.2022 №37 сведения о конкретном владельце средств измерений по результатам проверки будут передаваться в ФГИС "АРШИН" при указании на это в договоре (контракте) или при получении владельца СИ соответствующего заявления